• Владимир Товиевич Кудрявцев

Диагностика воображения для детей 5-6 лет "Странная картинка"


Цель: выявление уровня развития способности к преобразованию исходной целостности путем разрешения противоречия (умение видеть целое раньше частей).

Материал: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд , карандаш.

Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и луна со звездами отделены друг от друга некоторым расстоянием). Психолог говорит ребенку: "Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?" После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: "Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?" Если ребенок считает картинку "неправильной", то психолог предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее "правильной". (Использование карандаша не является обязательным, если сам ребенок не обращается к нему.)



Обработка данных. В ходе обследования фиксируются особенности подхода ребенка к содержащемуся в задании противоречию. Решения оцениваются по четырехбалльной системе:

* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие, - О баллов.

* Ребенок видит противоречие, но не знает, как его устранить и тем самым исправить картинку, - 1 балл.

* Ребенок замечает противоречие и пытается его избежать путем разрушения целостного изображения, разделения одной картинки на две. При этом он предлагает разделить линией человечка и "небесные тела" или разбить изображение на два сектора, в одном из которых окажется человечек и солнце, а в другом - луна со звездами (и наоборот). Возможен более простой вариант ответа: стереть (зачеркнуть) либо солнце, либо луну со звездами - 2 балла.

* Ребенок предлагает переделать рисунок так, чтобы одни элементы изображения остались прежними, а другие были превращены в нечто принципиально иное, например: из звезд сделать птичек, из луны - мячик; солнце - оставить; луну - оставить, а из солнца сделать фонарь - 3 балла.

* Ребенок творчески преобразует целостное изображение. Он предлагает вписать "небесные тела" в рамки или овалы, "тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек". Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в "картинку на стене", а луну со звездами - в "вид из окна". То есть ребенком создается целостный контекст ситуации - "комната". Возможен и другой вариант: дорисовать шарик, на котором будет изображена луна со звездами, а человечек будет с ним гулять под солнцем - 4 балла.


Примечание. Некоторые дети могут считать картинку "правильной", ссылаясь на то, что они видели, как солнце и луна одновременно находятся на небосклоне. В этом случае следует обратить внимание ребенка на то, что расстояние между ними на картинке слишком маленькое (т.е. оно не эквивалентно наблюдаемому в действительности).

52 просмотра0 комментариев