
Рыбакова Марина
Дифференциация, индивидуализация и персонализация

Дифференциация (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы и способности учащихся. Это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента. Различают:
Внешняя дифференциация (создание особых типов школ и классов);
Внутренняя дифференциация (работа группами внутри класса, сформированными в зависимости от более или менее устойчивых особенностей).
Возможные способы внутренней дифференциации:
По уровню успеваемость (сомнительный критерий!);
По уровню трудности;
По уровню творчества;
По степени самостоятельности;
По характеру учебных действий.
Индивидуализация обучения — это такой подход к организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся (личностные особенности, академический опыт, уровень интеллектуального развития, познавательные интересы). При таком подходе формируется модель взаимоотношений учитель-ученик, при которой учитель взаимодействует с одним учеником, но в условиях коллективной учебной работы (в рамках общих задач и содержания обучения). Примеры индивидуализации:
Проектный метод;
Самостоятельная работа;
«Отсроченные задания» (задания, требующие длительной подготовки);
Индивидуальные домашние задания.
Персонализация — это современный тренд в образовании, подразумевающий под собой становление «осознанного образования», умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализация достигается путем создания индивидуальной траектории развития.
Индивидуальная траектория — это образовательный маршрут, «заточенный» под конкретного человека, с учётом его особенностей и потребностей. В этом случае ученик может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован процесс и как составлено расписание.