• Рыбакова Марина

Значимый взрослый


В зарубежной психологии «значимые отношения» рассматриваются в контексте формирования личности и затрагивают такое понятие как «significant other», что в переводе с английского означает «значимый другой». Этот термин впервые введен американским психологом Гарри Салливаном для обозначения определённого человека, имеющего влияние на поведение и развитие конкретной личности. Человека, чье мнение особо ценится этой личностью. Само влияние выражается в демонстрации и акцептировании (принятии) социальных норм, ценностных ориентаций и формирования образа себя. При этом «значимый другой» может существовать абстрактно (например, как вымышленный персонаж) или на расстоянии (как реальный, но незнакомый человек).

Согласно теории психосоциального развития личности Э. Эриксона у ребенка в разные возрастные периоды формируется свой «радиус значимых отношений»:

от 0 до 1 года – это мать;

от 1 года до 7 лет – это родители;

7–14 лет – учитель;

14–17 лет – кумир, чаще группа сверстников;

старше 17 лет – идейный лидер, товарищ.

Понятие «значимый взрослый» подразумевает под собой большую конкретизацию относительно понятия «значимый другой». Оно используется для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. В психологии семейных отношений отношения родительства и родства являются значимыми по определению. "Значимые взрослые» составляют естественное человеческое окружение ребёнка.


«Значимый взрослый» – это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребёнка: родитель, опекун, учитель, наставник...


Таким образом статус взрослого в жизни ребенка отражает не только показатель кровного родства, но и степень духовной близости. "Значимым взрослым» ребенка дошкольного и младшего школьного возраста может быть не только родитель, но и человек, принимающей особое участие в воспитании и обучении ребенка (опекун, бабушки и дедушки, няня, педагог, наставник).

С подростками сложнее. На первый взгляд в этом возрасте влияние взрослых заметно снижается, т.к. ребенок всячески стремиться проявить самостоятельность и отгородиться от родителей. Выбор значимого взрослого на данном этапе напрямую соотносится с самоопределением подростка. Подросток начинает самостоятельно формирует для себя образ "значимого взрослого". При этом, как правило, этот образ связан с представлениями подростка об успешности и желаемыми социальными чертами. Поэтому чаще всего в этом возрасте "значимыми взрослыми" становятся не родители, а медийный личности, известные люди, персонажи, наставники.


45 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все