• Рыбакова Марина

Методика "Карта одаренности" для детей 5-10 лет (автор А.И. Савенков)

Методика разработана для родителей (может также применяться педагогами). С ее помощью можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Методика должна рассматриваться как одна из составных частей общего комплекта методик диагностики.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

() - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития разных видов одаренности у ребёнка

Лист ответов

Лист ответов
.docx
Download DOCX • 16KB

Лист вопросов

Лист вопросов
.docx
Download DOCX • 20KB

Интеллектуальная

1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

3.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

4.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

5.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

6.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

7.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова.

8.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Творческая

9.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

10.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

11.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

12.Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

13.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

14.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

15.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

16.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение, конструирование и др.), способен предложить большое количество разнообразных идей и решений.

Академическая (научная)

17.Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

18.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

19.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

20.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

21.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

22.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

23.Умеет делать выводы и обобщения.

24.В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопедии, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги.

Художественно-изобразительная

25.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжета, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

26.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

27.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д

28.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

29.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение, без побуждения взрослых.

30.Обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроения.

31.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой, клеем.

32.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке, игрушке, скульптуре.

Музыкальная

33.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

34.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

35.Хорошо поет.

36.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

37.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

38.Хорошо играет на каком-либо инструменте.

39.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

40.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная

41.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

42.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.

43.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

44.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

45.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

46.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий.

47.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном.

48.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.

Артистическая

49.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др

50.Интересуется актерской игрой.

51.Меняет тональность и выражение голоса, изображая другого человека.

52.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

53.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

54.Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

55.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

56.Любит игры-драматизации.

Техническая

57.Интересуется механизмами и машинами.

58.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок игрушек, приборов.

59.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".

60.Любит рисовать чертежи и схемы.

61.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин и др.

62.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

63.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей и др.).

64.Быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская

65.Инициативен в общении со сверстниками.

66.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

67.Легко общается с детьми и взрослыми.

68.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

69.Часто руководит играми и занятиями других детей.

70.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.

71.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

72.Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.

Спортивная

73.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движения.

74.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

75.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

76.Бегает быстрее всех в группе.

77.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

78.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

79.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и т.д.).

80.Физически выносливее сверстников.

141 просмотр0 комментариев