• Роман Владимирович Комаров

Одаренность: сложная проблема без простых решений

Обновлено: 4 мая 2021 г.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек — всего лишь узел отношений». Без натяжки то же можно сказать и о проблеме одаренности. В ней причудливым образом переплелись самые разные вопросы: с чем рождается человек (дар как задатки); что и как он приобретает (обучаемость); как адаптируется к обстоятельствам (интеллект); на какие высоты духовного развития он может подняться и чем способен одарить себя, других и человечество (творчество); а гений и злодейство — действительно ли, так уж они несовместны…

В прошедшем 2020 году новый виток дискуссий развернулся вокруг вопросов индивидуализации и персонализации обучения, в том числе за счет внедрения различных персонализированных платформ и искусственного интеллекта. Здесь одаренность (с какого ракурса на нее ни посмотри: присвоения знаний, самоопределения или карьеры) опять в фокусе, если для образования главная ценность — Человек. Сказать, что профессиональное сообщество по этому вопросу пришло к единому мнению и тем более сумело выработать единый рабочий «язык», будет излишне оптимистичным.

Отдельный нерв проблемы одаренности — потенциал. Что лежит за этим понятием? Как его выявлять и с ним работать? Привычные «лобовые» методы — выносить суждения по достижениям или результатам тестирования — тут не пригодны. Поэтому потенциал ребенка зачастую попадает в «слепое пятно глаза» учителя или родителей.

Полбеды, если потенциал просто не заметили. Потенциально одаренный ребенок, интуитивно движимый чувством пути, будет искать себе развивающую среду. Куда страшнее для развития столкнуться с «воинствующей посредственностью». Последняя агрессивна в своем невежестве. Не терпимая к чужому мнению, она рассуждает губительными стереотипами: «талант не пропьешь», «талант от Бога», «будешь прилежным, станешь талантливым», «не должно сметь свое суждение иметь», «учись хорошо, будешь успешным». В более изощренной форме к этим стереотипам примкнули заимствованные представления, что такие сложные процессы и явления как креативность, воображение, рефлексия, системное мышление и т.п. можно свести к навыкам и компетенциям. А в последний год к ним добавились предрассудки, связанные с дистанционным обучением, что в дистанте якобы невозможно образование (возможно; и весьма успешно; зависит от учителя). Всё это проявления одной общей доминирующей установки ремесленников, о которой сказал еще А.С. Пушкин, — «поверить алгеброй гармонию». В попытках такой «поверки» совершается главное «преступление» против одаренности — ее пытаются упростить, опримитивизировать, потому что за этой редукцией иллюзорно мерещится знание. Но это обман, мираж.

«Простое решение сложных проблем — это и есть фашизм», — повторял Г.П. Щедровицкий. Протяни руку, и мираж отстает от тебя на недосягаемое расстояние. Это прочувствовал на себе каждый исследователь, кто хоть раз соприкасался с проблемой одаренности.

Наш выдающийся ученый А.А. Ухтомский писал: «Подушкою для успокоения норовит быть каждая из теорий, но благодетельное столкновение с реальностью опять и опять будит засыпающую жизнь. Наша организация принципиально рассчитана на постоянное движение, на динамику, на постоянные пробы и построение проектов, а также на постоянную проверку, разочарование и ошибки».

«Воинствующая посредственность» глуха к таким истинам, поскольку они не вписываются в «прокрустово ложе» ее ограниченной картины мира. Она абсолютно уверена, что знает, как надо. И это, пожалуй, самый серьезный вызов для тех, кто только приходит в тему одаренности. Им продолжать преемственность и противостоять невежеству. Ведь за каждым вопросом, каждой темой, каждой проблемой, сплетенными в «гордиев узел одаренности», стоит судьба конкретного ребенка, потенциальная одаренность которого нуждается в поддержке и защите.


Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,

Не бойтесь мора и глада,

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет: "Я знаю, как надо!"

Кто скажет: "Идите, люди, за мной,

Я вас научу, как надо!"

<…>

Гоните его! Не верьте ему!

Он врет! Он не знает — как надо!

Александр Галич



48 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все