• Рыбакова Марина

Семейные сценарии развития одаренности



В широком смысле можно выделить три семейных сценария развития детской одаренности.

Первый, самый благоприятный, описывает развитие одаренности ребенка «благодаря» семье. Это идеальный вариант отношений, в которых родители и члены семьи принимают и поддерживают одаренность ребенка, предоставляют ему свободу выбора деятельности и самопроявления. Такая поддержка выражается в поощрении творческой деятельности и самостоятельности, в стремлении к достижениям и адекватному риску. Родители формируют обогащающую среду для ребенка, которая включает в себя доверительные внутрисемейные отношения, совместное времяпрепровождение, интеллектуальный досуг. Все это в конечном счете создает условия для развития одаренности. Стоит отметить, что взрослые в таких отношениях, как правило, обладают определенной чувствительностью, позволяющей им заметить не только очевидные проявления одаренности (актуальную одаренность), но потенциальную (скрытую) одаренность, которая зачастую выходит за рамки академической успешности.

Второй, менее благоприятный сценарий, описывает внутрисемейные отношения, при которых развитие одаренности происходит «из-за» семьи. В таких отношениях родитель, как правило, стремится «воплотиться» в своем ребенке, и, воспринимает его как свое «улучшенное Я». Это сценарий, где ребёнку отводится инструментальная роль. Отличительным признаком такого рода отношений является предъявление повышенных требований к ребенку.

Зачастую проблема уходит корнями в прошлое и связана с нереализованном потенциалом самого родителя. Таким образом проявляются попытки взрослого компенсировать собственную нереализованность через достижения ребенка. Если проследить механизм развития одаренности «из-за» семьи, то можно будет увидеть, как дисгармоничные отношения ребенка с требовательным эгоистичным взрослым приводит к его эмоциональной депривации. Это такое психотравмирующие состояние, при котором ребенок не может удовлетворить в полной мере базовые потребность в любви, безопасности, уверенности в «своем» взрослом. При этом эмоциональная депривация с одной стороны порождает у ребенка невротические состояния, а с другой закладывает мощнейшую мотивацию для развития одаренности.

Это выглядит следующим образом. Взрослый предъявляет к ребенку определенные требования, только при выполнении которых ребенок может получить так необходимые ему любовь, ласку и похвалу. Например, папа очень хотел стать хоккеистом, но у него не получилось. Теперь ему нужно, чтобы сын реализовал его мечту. Он готов проводить с ним время, но только если ребенок занимается хоккеем и демонстрирует желаемые успехи. Другие стороны жизни сына отца не интересуют. В какой-то момент ребенок начинает понимать, что папа «любит» его только при определенных обстоятельствах, а хотелось бы безусловной любви. У ребенка формируется невротическое состояние, связанное с убеждением, что проблема кроется в нем самом, что это с ним что-то не так, а не со взрослым. Таким образом ребенок начинает стремиться к тому, чтобы завоевать любовь родителя через достижения, пытаясь соответствовать его представлениям об «идеальном» ребенке, заслуживающим любви.

Ожидание высоких результатов от ребенка связано с еще одной опасностью. Непомерные нагрузки, зачастую сочетаемые с отрицанием возрастных особенностей и потребностей, приводят к выгоранию, проявляющемуся у одаренного ребенка в угнетении мотивации, апатичном состоянии, и даже саморазрушительном поведении.

Третий вариант развития сценария семейных отношений связан с использованием одаренности уже самим ребенком в качестве инструмента высоких достижений, позволяющих отстоять свою значимость, получить признание. На первый взгляд это очень похоже на то, что описывалось в сценарии отношений «из-за», но на самом деле здесь речь идет о развитии одаренности «вопреки» семье.

Родитель с нереализованным потенциалом может испытывать ценностно-смысловой диссонанс (внутреннее противоречие). Ему не понятно, что такое одаренность и, что с этим делать. И разбираться в этом не очень-то и хочется. У родителя включается механизм вытеснения из сознания самого факта существования одаренности. Ребенку начинают транслироваться установки: «будь как все», «где родился там и пригодился», «у тебя все равно ничего не получится».

Существует еще крайний случай, когда одаренность настолько сильно проявляется, что игнорировать ее становится невозможным. Родитель вместо признания переходит к попыткам помешать, загубить одаренность ребенка. Таким образом решается личностный кризис родителя, связанный с собственным нереализованным потенциалом. Этакая родительская ревность к успеху ребенка.

Реже возникает обратная ситуация, когда родитель, добившись определенных высот, выступает против повторения ребенком его жизненного сценария. Признаком таких отношений выступает гиперопека, основанная на желании уберечь ребенка от тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться самому родителю.

Тут стоит отметить, что не все родители с нереализованным потенциалом выступают в роли «губителя» таланта. Существует и благоприятный исход. В случае если у родителя и ребенка совпадают ценностные ориентиры, проявляется душевное единение, они могут стать союзниками. Развитие одаренности ребенка в таком случае становится мощным стимулом самоактуализации родителя. Это отношения иного уровня, при которых происходит не только развитие ребёнка, но и развитие родителя.

13 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все