• Рыбакова Марина

Типология личностных особенностей одаренных детей A. Roeper



Тип «Перфекционист»

Перфекционисту свойственна мощная мотивация достижения. Гипертрофированный страх неудачи зачастую связан с потребительским отношением взрослых к одаренному ребенку. Ребенок чувствует, что не может рассчитывать на безусловную любовь. Он всячески пытается ее «заслужить» через достижения, чтобы оправдать ожидания значимого взрослого. При таких условиях у ребенка формируется невротическое состояние (противоречие). Перфекционист, с одной стороны, благодаря высоким достижениям может иметь завышенную самооценку, ощущать превосходство над сверстниками. С другой стороны, жертвовать своими чувствами и желаниями ради родителей.

Тип «Маленький Взрослый»

Маленький Взрослый представляет собой типологическое продолжение Перфекциониста. Одаренный ребенок этого типа ведет себя как вызывающий взрослый и демонстрирует поведенческие проблемы: непослушание, агрессивные выходки и т. п. При этом агрессивное поведение возникает как механизм защиты, причины которого кроются в утрате доверия к взрослым. В такой ситуации ребенок начинает самостоятельно пытаться удовлетворить свою базовую потребность в безопасности, если взрослый (по мнению ребенка) с этим не справляется. Одаренность и достижения в этом случае выступают орудием власти в борьбе за безопасность. Маленький Взрослый в отличии от Перфекциониста не подвержен инфантильности.

Тип «Победитель конкурса»

Победитель конкурса продолжает Маленького Взрослого с той лишь разницей, что он борется не за свою безопасность, а за воображаемые права. Психологическая причина развития этого типа одаренности носит психоаналитический характер: ребенок вступает в конкуренцию с родителем (противоположного пола), ощущая себя умнее и способнее, а значит, имеющим и больше прав.

Тип «Исключение»

Дети Исключения похожи и на Маленьких Взрослых, так как чувствуют себя выше взрослых, и на Победителей конкурса, потому что испытывают превосходство над противоположным полом. Но главное отличие: они считают, что находятся вне системы. У Исключительного рано развивается способность идентифицировать себя с другими и эмпатия. При этом развитый эгоцентризм может перечеркнуть эту способность.

Тип «Самокритичные»

Самокритичные находятся в поиске своего Я. Этот тип отличается от других тем, что такие дети не верят в свою одаренность. Они видят несовершенство этого мира. Чувствуют, что должны сделать что-то для того, чтобы изменить мир вокруг себя, но им кажется, что они на это не способны. Самокритичные одаренные сомневаются в себе, в результатах своей работы, по многу раз перепроверяют себя.

Тип «Хорошо интегрированный ребенок»

Этот тип одаренных — образец благополучия. У них реалистичная самооценка. Они достаточно автономны, способны отстоять свое мнение. Они успешны, трезво относятся к неудачам.


32 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все