• Рыбакова Марина

Типология психологических и социальных особенностей одаренных учащихся G. Betts и M. Neihart


Тип «успешные» составляют приблизительно 90% одаренных детей с так называемой академической успешностью. Их выявляют по высоким результатам тестов IQ и показателям среднего балла успеваемости уже в начальной школе. Они демонстрируют одобряемое родителями и учителями поведение, которое по сути является зависимостью, приспосабливаемостью, поиском одобрения со стороны взрослых, перфекционизмом. При этом сам одаренный ребенок может испытывать тревожность, неуверенность в себе, зависимость от внешней мотивации, принижение собственных чувств и права на эмоции. Такие дети рискуют не реализовать свой потенциал. Став взрослыми, они часто остаются неудовлетворенными своей работой. Для «успешных» детей необходимо создавать условия, в которых они смогут реализовать свое право на независимость, собственный выбор и опыт, в том числе полученный путем проб и ошибок. Для этого подходит развитие навыков самостоятельного обучения, предоставление времени для личных интересов, общение в среде интеллектуальных сверстников, а также опыт наставнических отношений и планирование обучения и карьеры.

«Автономные» учащиеся тоже достигают успешности, но во отличии от «успешных» ими движет внутренняя мотивация и уверенность в себе. Они исполнительны, способны работать самостоятельно, разрабатывать собственные цели, отстаивать убеждения, работать с возражениями и неудачами. У них хорошо развиты социальные навыки, они приняты сверстниками и взрослыми. Родители и учителя видят их способными и ответственными. У них высокие показатели эмоционального интеллекта и саморегуляции. Такие дети в итоге становятся успешными, берут на себя роль лидера или руководителя.

Тип «бросающие вызов» чаще всего проявляются в средней школе. К ним относятся непослушные, мятежные, зачастую демонстрирующие плохое поведение и низкую успеваемость учащиеся. При этом они творческие, креативные, с неограниченной фантазией и развитым дивергентным мышлением, но непоследовательные в работе, нетерпеливые, отличаются повышенной чувствительностью и перепадами настроения, у них слабо развит самоконтроль. Одаренных такого типа сложно идентифицировать, поскольку область проявления их способностей зачастую выходит за рамки академической успешности, а вызывающее поведение способствует тому, что их чаще относят к группе риска нежели к одаренным. При этом «бросающие вызов» нуждаются в поддержке творческого потенциала, самоопределении и развитии навыков самоконтроля. Для таких детей важно принятие, разрешение следовать за своими интересами. Моделирование социально-одобряемого поведения, развитие познавательных и социальных навыков лучше всего происходит в наставнических отношениях или поддержке значимого взрослого (родителя или определенного учителя).

«Андеграундные» одаренные напротив стремятся не выделяться на фоне сверстников. Как правило в эту группу входят дети подавленные, неуверенные в себе, застенчивые, испытывающие страх перед общественным признанием. Их личностные проблемы блокирую развитие одаренности. Они склонны рассматривать свою одаренность как обузу и предпочитают признание в группе сверстников академическим успехам. Выявление таких детей может происходить внутри определённой социальной группы (сверстников или одаренных детей), по результатам наблюдений родителей и педагогов, по результатам использования тестовых методик. «Андеграундные» одаренные нуждаются в признании, в осознанном планировании обучения и карьеры.

Тип «Культурные» учащиеся не идентифицируются как одаренные по причине невысоких ожиданий и требований по отношению к ним со стороны педагогов. Их одаренность может рассматриваться только в ракурсе «потенциальной».

К типу «отвергнутые» или «выброшенные» относятся те ребята, которые не нашли себе места в системе образования, чьи потребности и возможности не признавались и не удовлетворялись в течение длительного времени. Они считают школу неуместной и пустой тратой времени. Такие дети демонстрируют вызывающее поведение, обиду, злость, отказ подчиняться и соблюдать правила, могут самоизолироваться или заняться саморазрушением. Диагностика в таком случае строится на анализе общих достижений, в том числе и в других областях, не связанных с академической успешностью. Стоит обратить внимание на несоответствие между уровнем IQ и продемонстрированными достижениями, провести диагностику креативности и творчества. «Отвергнутые» нуждаются в интенсивной поддержке, индивидуальном подходе, поиске альтернативных возможностей обучения.

«Дважды исключительными» называют одаренных детей с особенностями развития (особенностями психического и/или физического здоровья). Они часто испытывают трудности в социализации и обучении. Школьные системы фокусируются на развитии их слабых сторон. Участие в программе для одаренных детей, обеспечение необходимыми ресурсами, возможность альтернативного обучения поможет развитию сильных сторон и одаренности.

30 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все